Основные порты Северо-Западного федерального округа

Статьи по географии » Основные порты Северо-Западного федерального округа

Северо-Западный федеральный округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 миллионов человек, – единственный, который непосредственно граничит с индустриально развитыми странами Западной Европы и имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причём роль и значение Северо-запада России в развитии транспорта и в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море.

Разведанные запасы углеводородного и минерального сырья на территории округа (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь и др.), биологические ресурсы, в первую очередь лес и рыба, являются стратегически значимыми не только в российских, но и в международных масштабах. Здесь сосредоточено 16% разведанных запасов нефти и 20% разведанных запасов газа страны.

Для СЗФО характерен высокий экономический потенциал, превосходящий среднероссийские значения. Предприятия округа – главным образом Мурманской области – на 100% обеспечивают потребности страны в фосфатных рудах, ниобии, тантале, редкоземельных металлах, бадделеите. На 80% – в слюдах, флогопите и вермикулите. На долю СЗФО от общероссийских объемов приходится 20% товарной железной руды, 17–18% готового проката черных металлов и производства стали, 17% серной кислоты, 20,8% минеральных удобрений, 48% товарной целлюлозы, 59% бумаги, свыше 20% улова рыбы. Инвестиционная емкость округа несколько выше удельных показателей по численности населения и площади территории в России, доля в общем объеме инвестиций составляет около 11%.

Для общего развития СЗФО большое значение имеет наличие крупнейшего центра образования, культуры, науки, развитой инновационной инфраструктуры – Санкт-Петербурга. Заметную роль в научно-технической и инновационной сферах играет и наш Кольский научный центр Российской академии наук.

Однако ведущее место в развитие СЗФО отводится все же его транспортному значению. Транспортная инфраструктура этого округа самая развитая в Российской Федерации. Кроме мощных автотранспортных магистралей и воздушных путей сообщения имеется значительный потенциал развития трубопроводного транспорта и ж/д путей, чья роль растет постоянно с ростом экономического значения региона для РФ. Но все же центральное место занимают морские порты. Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград – это все морские ворота РФ связывающие ее с Европой и Америкой.


Материалы по географии:

Рациональное использование природных ресурсов
Большое значение для будущего республики имеют огромные запасы природных ресурсов. Однако, как известно, их освоению препятствуют сложные природные условия. Проблема освоения природных ресурсов выдвигает на первый план вопросы охраны природы. Ошибки, допущенные в освоении природных ресурсов, связан ...

Становое нагорье
Становое нагорье представляет восточную половину Байкальского континентального рифта. Эта уникальная, единственная в мире разломная зона не имеет выхода к системе океанических рифтов, а кончается внутри континента. Климатические условия и рельеф Станового нагорья способствуют сохранению многолетней ...

Проблемы малых городов
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энер ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru