Северо-Западный федеральный округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 миллионов человек, – единственный, который непосредственно граничит с индустриально развитыми странами Западной Европы и имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причём роль и значение Северо-запада России в развитии транспорта и в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море.
Разведанные запасы углеводородного и минерального сырья на территории округа (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь и др.), биологические ресурсы, в первую очередь лес и рыба, являются стратегически значимыми не только в российских, но и в международных масштабах. Здесь сосредоточено 16% разведанных запасов нефти и 20% разведанных запасов газа страны.
Для СЗФО характерен высокий экономический потенциал, превосходящий среднероссийские значения. Предприятия округа – главным образом Мурманской области – на 100% обеспечивают потребности страны в фосфатных рудах, ниобии, тантале, редкоземельных металлах, бадделеите. На 80% – в слюдах, флогопите и вермикулите. На долю СЗФО от общероссийских объемов приходится 20% товарной железной руды, 17–18% готового проката черных металлов и производства стали, 17% серной кислоты, 20,8% минеральных удобрений, 48% товарной целлюлозы, 59% бумаги, свыше 20% улова рыбы. Инвестиционная емкость округа несколько выше удельных показателей по численности населения и площади территории в России, доля в общем объеме инвестиций составляет около 11%.
Для общего развития СЗФО большое значение имеет наличие крупнейшего центра образования, культуры, науки, развитой инновационной инфраструктуры – Санкт-Петербурга. Заметную роль в научно-технической и инновационной сферах играет и наш Кольский научный центр Российской академии наук.
Однако ведущее место в развитие СЗФО отводится все же его транспортному значению. Транспортная инфраструктура этого округа самая развитая в Российской Федерации. Кроме мощных автотранспортных магистралей и воздушных путей сообщения имеется значительный потенциал развития трубопроводного транспорта и ж/д путей, чья роль растет постоянно с ростом экономического значения региона для РФ. Но все же центральное место занимают морские порты. Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград – это все морские ворота РФ связывающие ее с Европой и Америкой.
Материалы по географии:
Исторические особенности заселения и освоения территории
России
Территория, входящая ныне в состав Р., была заселена людьми примерно 10-12 тыс. лет назад. Территория между Волгой и Окой начала осваиваться славянами ещё с 8-9 веков, будучи долгое время дальней сев-восточной переферией Киевской Руси. После монголо-татарских завоеваний 13 века здесь формируется но ...
Животный мир
Животный мир тесно связан с растительными группировками. В южной половине Забайкалья проходит зоогеографическая граница между Европейско-Сибирской и Центрально-Азиатской подобластями Голарктики, поэтому животный мир состоит из сибирских таежных, монгольских степных, высокогорных и амурско-уссурийск ...
Агро-географическое положение
Сельское хозяйство формируется как составная часть создаваемого здесь народнохозяйственного комплекса. Регион производит зерна, мяса, молока, картофеля больше, чем потребляет. Значительная часть этой продукции вывозится. Для Тюменского хозяйства характерно высокоразвитое животноводство, прежде всег ...