Рельеф

Страница 2

обнажил значительные площади, и там, где на поверхность выходит мел, местность имеет безжизненный вид. Гряда в отличие от Калачской возвышенности не покрывалась ледником, поэтому балки и речные долины здесь более древнего происхождения. Но постоянное отступание Дона вправо поддерживает резкость форм этого склона долины. Донской склон между Серафимовичем и Клетским и между станицами Сиротинской и Нижне-Чирской представляет один из первоочередных объектов, нуждающийся в противо-эрозионных мероприятиях и мелиорации. Большие работы по ликвидации последствий эрозии проводит Клетский агролесомелиоративный пункт: засыпаются мелкие овраги, высаживаются определенных пород деревья и кустарники, закрепляющие склоны.

Хоперско-Бузулукская равнина

расположена между Калачской и Приволжской возвышенностями и возникла на месте прогиба земной коры, разработанного палеореками. В четвертичном периоде ледник перекрыл древние долины и отложил на поверхности моренные осадки – валуны, суглинки. Поэтому рельеф характеризуется мягкостью форм. Высоты междуречий колеблются в пределах 120–170 м над уровнем моря и постепенно снижаются с севера на юг. Преобладают плоские, обширные водоразделы, чередующиеся с широкими и неглубокими долинами рек.

Долина Дона образует большую дугу, обращенную на восток. Она то расширяется, то сужается – от 10-15 км до 40-50 км. В долине расположены как плодороднейшие пойменные почвы, так и крупные массивы песков, почти не имеющие хозяйственного значения.

Правый берег на всем протяжении высокий, крутой. Местами очень густо изрезан оврагами, почвы смыты, и склоны почти отвесно обрываются к реке. Левый склон долины пологий, с несколькими речными террасами. К югу от г. Фролове расположен обширный массив Арчединских песков. Они слабо закреплены растительностью и придают местности пустынный ландшафт. Севернее Калача находятся Голубинские пески, а южнее станицы Нижне-Чирской – Цимлянские. Часть долины Дона затоплена Цимлянским водохранилищем.

Приволжская возвышенность

расположена вдоль правого берега Волги. Наибольшей высоты она достигает между реками Медведицей и Иловлей. Здесь, с севера на юг, друг друга сменяют гряды – Большой Услон, Гусельско-Тетеревятский кряж, Доно-Медведицкая гряда. Поверхность их обычно ровная, а края обрывистые, рассеченные оврагами. Гусельско-Тетеревятский кряж–самый высокий в области. Его абсолютная высота достигает 358 м.

Восточный склон возвышенности ступенями спускается к Волге, обрывы чередуются т: глубокими буераками. Присутствуют и оползни, развитию которых способствуют наклон пластов к Волге, большой перепад высот, регулярный подмыв берега. Крупные оползни находятся в районе Волгограда, с. Щербаковки, Даниловского оврага.

Береговая полоса Волги густо изрезана овражно-балочной сетью, общая длина которой достигает 1-2 км на 1 км2. Иловлинский склон более плавный. В связи с созданием Волгоградского водохранилища устьевые части речек и балок оказались затопленными, образовались глубокие заливы.

Наиболее живописные участки Приволжской возвышенности – балки Даниловская и Щербаковская, отвесные обрывы Столбичи, «горы» Уши. Щербаковская и Даниловская балки глубиной до 200м напоминают речные долины в горал, по их склонам растут густые леса, сползают осыпи. Многие объекты природы здесь имеют научную и эстетическую ценность.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Состояние металлургического комплекса России
металлургический комплекс конкурентоспособность Доля продукции металлургии в продукции промышленности за 2010года составила 16%, а доля сальдированного финансового результата металлургической промышленности в финансовом результате промышленности России еще выше, что указывает на высокую значимость ...

Традиции и обычаи
В Таиланде отмечаются следующие праздники: День Русское название Местное название Примечания 1 января Новый Год Ван Кхын Пи Май (วันขึ้นปีใหม่)   Февраль Маках Буча จัดงานว&# ...

Транспорт
Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских в ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru