Территориальная организация хозяйства и её особенности

Страница 6

Специфика Урала состоит также в наличии мощного военно-промышленного комплекса (ВПК) на долю которого приходится 1/5 выпускаемой промышленной продукции. Важнейшие центры производства военной техники, вооружений и боеприпасов - Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Ижевск. На Урале расположена половина бывших номерных городов, относящихся к «ядерному циклу»: Озерск (б. Челябинск-65), Снежинск (б. Челябинск-70), Новоуральск (б. Екатеринбург-44), Лесной (б. Екатеринбург-45). Все эти города образуют закрытые административно-территориальные образования с особым статусом.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. В транспортном комплексе Урала к важнейшим видам относится железнодорожный транспорт, автомобильный, водный и воздушный транспорт, наряду с ними хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Район ввозит уголь, железную руду, продукцию легкой и пищевой промышленности, а вывозит металл, машины и оборудование, лес, бумагу, нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения и др. Одна из основных проблем - недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог.

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Урала играют связи с другими районами и зарубежными странами. Урал вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, станки и механизмы, зерно, овощебахчевые культуры и т.д. Ввозит машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Урал располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Экономическая ситуация регионов Уральской ассоциации в январе-августе характеризуется развитием положительных тенденций, сложившихся в отраслях реального сектора и в инвестиционной сфере.

За восемь месяцев прирост объема промышленного производства на Урале составил 13 % к соответствующему периоду 1999 года, в том числе по крупным и средним предприятиям 12,5 процентов. Рост производства отмечен во всех отраслях промышленности.

В территориальной структуре промышленного производства Урала в январе-августе Пермского края принадлежало 5 место. В сравнении с другими территориями наиболее высокое значение ИФО промышленного производства отмечалось в промышленности строительных материалов области – 139, 8 %.

Высокие темпы роста производства промышленной продукции в области сложились на предприятиях ведущих отраслей: машиностроении и металлообработки (2 место), электроэнергетики, топливной промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (3 место), а также по производству потребительских товаров, обороту розничной торговли и платных услуг, приходящихся на душу населения (2 место).

По другим показателям социально-экономического развития в Пермского края в т.г. самыми высокими (1 место) на Урале являются темпы роста к соответствующему периоду 2006 года:

· объема оборота розничной торговли;

· объема инвестиций в экономику области

· производства мяса сельхозпредприятиями;

· среднесписочной численности работающих;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Материалы по географии:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru