Город как объект исследования

Страница 2

Часто возникает вопрос Почему город возник именно в данном месте? Иногда ответ на этот вопрос, который обращен прежде всего к географу, лежит, как говорится, на поверхности. И при этом очень часто имеет касательство к той стороне ЭГП, которая называется транспортно-географическое положение. Н.Н. Баранский указывал, что в положении городов самый важный момент, как правило, их положение по отношению к транспорту.

Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода через реку и начинавших свою жизнь как «город-мост». Примерами могут служить и Лондон, о котором говорят, что он начинался с моста, и Новосибирск, появившийся в результате строительства железнодорожного моста через Обь в ходе сооружения Транссибирской магистрали.

Жизненно важная для городов связанность е дорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы, страны или даже континенты. Например, Ростов-на-Дону — это ворота на Кавказ, а Владикавказ — в Центральное Закавказье. Дербент воспринимается как стратегически важный вход в Европу из Азии в том месте, где отроги Большого Кавказского хребта, не дойдя немного до Каспия, позволили дороге проскользнуть между горами и морем. И поэтому разные народы его называли воротами: татаро-монголы и турки — Те мир-Капи (Железные ворота), русские — Железные врата, грузины — Дэгвис-Кари (Морские ворота), арабы — Баб-ал-Абваб (Ворота ворот). Самый маленький ныне город Подмосковья, но в XVIII в. наиболее значительный из уездных центров Московской губернии — Верея — получил свое имя (по В.Далю — столбы ворот), видимо, благодаря положению на дороге, пересекавшей древний рубеж Московской Руси. Ворота могут считаться символом многих городов: Золотые ворота в Киеве или Владимире, ворота Хольстентор в Любеке. «Ворота Индии» в Бомбее — символическое выражение той роли, которую играл крупнейший город Индии в качестве «главного входа» в великую страну.

Город возникает в ответ на те или иные потребности общества, для выполнения определенных обязанностей. И ЭГП должно наилучшим образом обеспечивать выполнение возложенных на город функций. Города-крепости должны были контролировать стратегические дороги или прикрывать подступы к крупному центру. От этого и зависел выбор места. Как опорная база осваиваемого района город должен был занять такое положение, которое ориентировало бы его на подшефный район, заставляло «излучать» дороги-трассы освоения. Для города-порта при безусловной важности удобств, создаваемых береговой линией (просторные бухты и заливы, хорошо защищенные от морских волнений), крайне важно иметь обширный и богатый хин-терланд и удобные связи с ним. Поэтому названным требованиям отвечали порты, располагающиеся в дельте или эстуарии большой реки, — Буэнос-Айрес, Гамбург, Архангельск.

Но во многих случаях преимущества ЭГП не столь очевидны. Например, Ирбит, где собиралась вторая по значению ярмарка в России, не имеет четко выраженных факторов, которые помогли бы объяснить его поразительную конкурентоспособность: он сохранял свою роль, несмотря на попытки перенести главную сибирскую ярмарку в другое место, например в Екатеринбург или Тюмень. По-видимому, «главная сила Ирбита заключалась в том, что он был где-то на стыке предельных граней в смысле транспортных расстояний от центров Востока и Запада, которые минимально, а не максимально удовлетворяли обе стороны».

Органическое, естественное развитие города — это последовательное приведение его масштабов, пропорций функциональной структуры, его места в городской иерархии в соответствие с качествами ЭГП. Обращает на себя внимание в связи со сказанным выдвижение Самары на роль первенствующего города Поволжья. В период административной реформы 1775—1785 гг. она была всего лишь уездным городом Симбирской губернии, по числу жителей уступала не только Казани и Саратову, но и Симбирску и Астрахани, а позже и Царицыну. Именно преимущества положения на Волге около пересечения ее главной магистралью широтного направления, большая близость к Уралу благодаря выступу Самарской Луки способствовали тому, что Самара первой среди городов Поволжья преодолела миллионный рубеж и уверенно занимает среди них ведущее место по числу жителей.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Растительность
Растительный покров тундровой зоны, в целом, описан достаточно хорошо. Имеются достаточно хорошие работы по всем регионам исследования. Обобщающими работами по регионам можно назвать работы Б.А. Юрцева (1974, 1981); В.Д. Александровой (1977); В.И. Перфильева, Л.В. Тетерина, Н.С. Карпов, 1991; Н.В. ...

Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
Несмотря на все возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого подхода к формулировке этого понятия.[1] В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется ...

Молдавия
33,7 т. кв. км. Население более 4 млн. чел., городское составляет 45%. 40 районов, 21 город, 47 поселков городского типа. Столица - Кишинев. Поверхность М. - холмистая равнина; наиб. приподнятая часть - Кодры (высота 429 м.). Климат - умеренно континентальный. Главные реки - Днестр и Прут. В почв. ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru