Состояние горно-металлургического комплекса Украины и возможности его развития

Статьи по географии » Состояние горно-металлургического комплекса Украины и возможности его развития

Страница 5

Приобретение контрольного пакета акций предприятия стратегического масштаба не означает получение собственником права бесконтрольно распоряжаться и управлять этим предприятием (комбинатом, заводом) в ущерб интересам государства; при том, что государственные интересы — то же, что и национальные. Продавая стратегические, и не только, горно-металлургические объекты, государство априори предполагало, что собственник, управляя предприятием, обеспечит его деятельность не только в своих личных целях, но и в интересах государства. Невыполнение последнего условия также априори должно предусматривать национализацию объекта, то есть его возврат в государственную собственность. К сожалению, такой механизм в Украине пока не работает.

После принятия Закона Украины «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании "Укррудпром"» № 1677-IVот 9 апреля 2004 г. Верховная Рада предоставила возможность ряду компаний приобрести всю украинскую горнорудную базу (Криворожский бассейн и др.) по минимальной, фактически символической цене. В итоге госбюджет недополучил почти 100 млрд. дол.

Решение Парламента обосновали тем, что данная схема приватизации горнорудных предприятий обеспечит за счет получения ряда экономических и социальных эффектов поступление в бюджет Украины сумм, соизмеримых и даже превышающих данное недополучение средств из-за такой специфической "продажи" (а по сути, дарения) этих объектов ГМК. В прошедшее десятилетие этого не произошло, не случится и в будущем.

Следовательно, вывод можно сделать такой: государство должно поставить перед собственниками вопрос о необходимости доплачивать за приобретенные объекты до уровня их реальной рыночной и аукционной цены. Руководствуясь национальными интересами, Верховная Рада Украины для реализации такого сценария обязана принять соответствующие дополнения и изменения к данному закону. Об истинной ценности горнорудных предприятий Украины могут свидетельствовать опубликованные в СМИ данные: чистая прибыль в 2011 г. Центрального ГОКа составила 2,599 млрд. грн., Северного ГОКа — 6,25 млрд. грн., Ингулецкого ГОКа — 6,58 млрд. грн.

В черной металлургии Украины государственным остается только недостроенный Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР), в возведение которого вложено Украиной, Румынией и Словакией около 2 млрд. дол. Даже в таком виде он стоит достаточно дорого. КГОКОР будет перерабатывать слабомагнитные окисленные руды, которых накопилось в отвалах, по разным оценкам, от 0,5 до 2,5 млрд. т, что является большим богатством.

По расчетам экспертов, при переработке на КГОКОР примерно 26 млн. т окисленных кварцитов и производстве из них 10 млн. т окатышей прибыль комбината составит 500—600 млн. дол. в год. На достройку КГОКОР необходимо 600—700 млн. дол. С учетом дополнительных затрат инвестиции в завершение строительства и ввод его в эксплуатацию окупятся за 1,5—2 года. Учитывая все возрастающий дефицит железорудного сырья на мировом рынке, при продаже на аукционе цена этого объекта может увеличиться до 10 млрд. дол. Кроме достижения финансово-экономических показателей, его запуск позволит освободить более 500 га земли, занятой сегодня под отвалы, прекратить отчуждения под них новых площадей черноземов, существенно улучшить экологию региона. Заметим, что В. Янукович Указом «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 22 октября 2010 года "О ситуации в сфере приватизации государственного имущества"» № 1118 от 10 декабря 2010 г. признал недействительным Указ Президента " Вопросы Фонда государственного имущества Украины" № 449 от 16 мая 2008 г., запрещавший приватизацию КГОКОР. Однако, несмотря на это, процесс открытой продажи КГОКОР на аукционе, похоже, блокируется, с одной стороны, чтобы не создавать на территории Украины мощного конкурента сегодняшним горнорудным предприятиям, а с другой — с целью поиска путей бесплатной приватизации этого объекта определенными структурами, например, под какие-то обязательства и обещания соблюсти интересы государства. Любые ссылки на несговорчивость Румынии и Словакии в вопросе приватизации КГОКОР несостоятельны, поскольку правительства этих стран с радостью согласятся на продажу комбината и компенсацию из вырученной суммы их затрат на строительство. Истинный интерес Украины в этом вопросе — продать КГОКОР за его действительную стоимость реальному инвестору. На благо Украины, в конце концов, нужно завершить эпопею со строительством КГОКОР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Материалы по географии:

Поиск альтернативных энергоносителей
Получение доступной и дешевой энергии было и остается одной из актуальных задач человечества. Традиционные источники энергии интенсивно исчерпываются, к тому же их использование связано со многими негативными последствиям и , значит, требует ряда ограничений. Украина только на 10% обеспечена собств ...

Состав и ЭГП
Состав: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ), Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. Площадь: 6,2 млн км2 Население: 7,3 млн человек Географическое положение район ...

Население
Калининградская область - Население области в отличие от населения других регионов России постоянно растет, в начале 1995 г. оно составило 913 тыс. чел., или 0,6% населения страны, плотность населения — 60,5 чел./кв. км, что в 7 раз выше среднероссийского показателя. На территории области расположе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru