Отраслевая и функциональная структура машиностроения Сибири. Динамика производства продукции машиностроительного комплекса. Развитие наукоемкого сектора машиностроения Сибири

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Отраслевая и функциональная структура машиностроения Сибири. Динамика производства продукции машиностроительного комплекса. Развитие наукоемкого сектора машиностроения Сибири

Страница 1

Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности субъектов Федерации Сибирского федерального округа. К концу 80-х годов ХХ века его доля составляла более 20% промышленного производства региона. В 2008 году этот показатель, определенный в сумме по видам экономической деятельности, составил 9,2%, а удельный вес сибирского машиностроения в машиностроительном производстве России находился на уровне 7,4%.[31]

Основными видами машиностроительных производств в Сибири являются: электротехническая, станкоинструментальная промышленность, горношахтное и горнорудное, энергетическое машиностроение, машиностроение для аграрно-промышленного комплекса, химической и нефтяной промышленности, авиационная промышленность, приборостроение.

В силу исторически сложившейся специализации, продукция машиностроительного комплекса Сибири лишь на одну четверть потребляется внутри хозяйства региона, большая ее часть вывозится. Недостаточно развиты или практически отсутствуют отдельные отрасли и производства (автомобильная промышленность, судостроение).

Отраслевая структура сибирского машиностроения в 1991 г. на момент образования российской федерации отличалась сравнительной однородностью. Как следует из рис. 8 в машиностроении не было отраслей «явных лидеров» и «явных аутсайдеров», наибольшую долю занимали ремонтные производства, а среди производящих отраслей выделялись шахтное и горнорудное машиностроение. Имеющаяся отраслевая структура машиностроения наиболее полно удовлетворяла потребности местных производств. Большие объемы продукции шахтного и горнорудного оборудования потреблялись крупнейшими в РСФСР добывающими сибирскими предприятиями. Химическое и нефтехимическое машиностроение обеспечивало Омскую область, Красноярский край, сельскохозяйственное машиностроение в значительной степени было ориентировано на местный АПК.

Рис. – 8.Отраслевая структура машиностроительного комплекса Сибири, % (1991 г.)

Источник: Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Перспективные стратегии развития машиностроения Сибири//Вестник НГУ: Серия социально-экономические науки 2009. Том. 8, выпуск 4. С.- 209

Рис. –9. Отраслевая структура машиностроительного комплекса Сибири, % (2008 г.)

Источник: Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Перспективные стратегии развития машиностроения Сибири//Вестник НГУ: Серия социально-экономические науки 2009. Том. 8, выпуск 4. С.- 210.

Отраслевая структура машиностроения Сибири, сложившаяся к 2008-2009 гг. отличается неоднородностью. Как видно из данных рисунка 9 на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования приходится 44,9%, а на производство машин и оборудования 26,9%.

Динамика производства отдельных продуктов машиностроения в Сибири 1990-2009 гг. представлена в таблицах 4 и 5.

Для анализа были взяты три показателя: общероссийское производство, производство в Сибирском федеральном округе и Сибири (СФО в совокупности с Тюменской областью и ее автономными округами).

Как следует из таблицы 4 в 1990-е гг. демонстрировали падение производства практически все группы машиностроительных товаров. Так в 10 раз сократилось производство тракторов, в 6 раз – стиральных машин, сокращение производства телевизоров составило 94%, в 2,5 раза упало производство морозильных камер.

Такое падение производство закономерно. Сельское хозяйство Сибири и России в целом в период кризиса не смогло покупать новую технику, а увеличивающийся импорт бытовой техники и электроники из-за рубежа практически обанкротил сибирских производителей данной продукции.

Таблица 4.

Динамика выпуска продукции машиностроения по основным отраслям в 1990-2000 гг.

1990

1995

2000

РФ

Сибирь

СФО

РФ

Сибирь

СФО

РФ

Сибирь

СФО

Производство машин и оборудования

Тракторы, тыс. шт.

213,8

24,3

24,3

21,2

2,5

2,5

19,2

2,2

2,2

Тракторные сеялки, шт.

1636

668

5207

390

Деревообрабатывающие станки, шт.

11192

668

10232

724

390

Экскаваторы , шт.

23121

20

20

5234

1

1

3370

356

356

Кузнечнопрессовые машины, шт.

2184

142

1246

186

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Стиральные машины, тыс. шт.

5418,9

970,3

970,3

1294,1

251,5

251,5

953,9

136,3

136,3

Телевизоры, тыс. шт.

4717,1

679,8

679,8

1005,1

72,7

72,7

1115,5

32,3

32,3

Холодильники, морозильные камеры бытовые, тыс. шт.

3773,8

762,7

762,7

1788,6

593,4

593,4

1326,8

239,3

239,3

Производство транспортных средств и оборудования

Легковые автомобили, тыс. шт.

1103

-

-

835,1

-

-

969,2

0,1

0,1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Материалы по географии:

Этапы создания удивительных памятников
Грандиозные работы, когда-то происходившие в кратере Рано-Рараку, всех поразили и потрясли. Все говорило за то, что работа прекратилась внезапно: тысячи примитивных каменных рубил лежали на рабочих местах. И так как ваятели трудились одновременно над многими статуя-ми, мы могли видеть все этапы. Сн ...

Ландшафты
В Якутии имеется большой опыт изучения мерзлотных ландшафтов как особых природных образований, подчиняющихся закономерностям поведения мерзлотного фактора. Базовой работой для проведения ландшафтных исследований мероприятия будет работа «Мерзлотные ландшафты Якутии» (пояснительная записка к "М ...

Транспортно-географическое положение
В Тюмени развиты все основные виды транспорта. Здесь проходят нефтепроводы и газопроводы, железнодорожные и автомобильные магистрали, водные пути, развит электрический и авиационный транспорт. Набольшее распространение имеет автомобильный транспорт. Значительный вес имеет железнодорожный транспорт. ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru