Теория центрального места, разработанная Кристаллером (перевод на англ. язык 1966) и доработанная Лешем (перевод на англ. язык 1954), используется для прогнозирования количества, размера и границ городов в регионе. В основе теории лежит переработанный метод анализа рынка сбыта. Поскольку рынки сбыта предприятий различных отраслей неодинаковы и зависят от эффекта масштаба и спроса на душу населения, в каждой отрасли действует своя схема размещения предприятий. Теория центрального места позволяет увидеть, как схемы размещения предприятий различных отраслей сливаются и образуют региональную систему городов. Теория дает ответы на два вопроса относительно роли городов в региональной экономике:
1. Сколько городов появится в будущем?
2. Почему одни города больше других?
Рассмотрим регион, в котором выпускаются три потребительских товара: компакт-диски, пицца и ювелирные изделия. Регион имеет следующие характеристики:
1. Плотность населения. Равномерное исходное распределение населения. Совокупная численность населения региона - 80 тыс. человек.
2. Внешние эффекты в торговле. Как говорилось в главе 2, внешние эффекты в торговле обычно возникают применительно к сопутствующим товарам (закупка товаров в одном месте) и неабсолютным заменителям (сравнительные закупки). Простая модель центрального места исходит из того, что внешние эффекты в торговле отсутствуют.
3. Повсеместно распространенные ресурсы. Все ресурсы продаются повсюду по одним и тем же ценам.
4. Равномерный спрос. Применительно к каждому продукту спрос на душу населения одинаков по всему региону.
5. Количество магазинов. Спрос надушу населения и эффект масштаба применительно к трем продуктам различаются:
А) Ювелирные изделия. Эффект масштаба достаточно большой относительно спроса на душу населения. Каждый ювелирный магазин может обслуживать около 80 тыс. человек, поэтому для региона требуется один ювелирный магазин.
Б) Компакт-диски. Эффект масштаба весьма умеренный относительно спроса на душу населения. Каждый музыкальный магазин может обслуживать около 20 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать четыре музыкальных магазина.
В) Пицца. Эффект масштаба мал относительно спроса на душу населения. Каждая пиццерия может обслуживать около 5 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать 16 пиццерий.
Модель центрального места - это модель рыночно-ориентированных (market-oriented) фирм, к их числу относят фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов [7, с. 115]. Поскольку все факторы производства имеются повсеместно, при принятии решений о размещении фирмы игнорируют производственные издержки.
Единственный ювелирный магазин будет размещаться в центре региона. В связи с тем, что издержки производства одинаковы в любом месте (все ресурсы имеются повсюду), ювелирный магазин может снижать совокупные издержки только путем минимизации транспортных издержек. В соответствии с принципом медианного размещения транспортные издержки минимальны в среднем месте. Поскольку плотность населения равномерна, среднее место находится в центре региона.
Вокруг ювелирного магазина будет развиваться город. Ради экономии на затратах на поездки на работу и домой служащие ювелирного магазина будут селиться рядом с магазином. Плотность населения рядом с ювелирным магазином будет расти, приводя к появлению города (место с относительно высокой плотностью населения) в центре региона. Как показано на рисунке 1, город будет развиваться в месте, обозначенном буквой L.
Материалы по географии:
Радиофизические характеристики атмосферы и их связь с метеопараметрами
Радиофизическими характеристиками атмосферы являются диэлектрическая проницаемость и коэффициент преломления, которые между собой однозначно связаны. В общем случае диэлектрическая проницаемость и коэффициент преломления являются величинами комплексными [2]. Предполагая выполнимость закона Дальтона ...
Обзор демографической истории
Хабаровский край относится к числу «старых» регионов нового освоения. Со второй половины XIX в. (после закрепления российско-китайской границы по р. Амур) и до последних советских десятилетий край заселялся волнами новых переселенцев. За счет притока мигрантов на «комсомольские стройки» советского ...
Территориальные организации и районирование России
Можно выделить три осн. функции районирования:1. Упорядовадочивание информ. о терриит. 2. Синтез информации 3. Создание "образов р-нов".Росс. Федерация состоит из 89 равноправных субъектов в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федеральн. значен. 1 автономная обл, 10 авт ...