Простейшая модель центрального места

Статьи по географии » Системы городов в модели "центральных мест" » Простейшая модель центрального места

Страница 1

Теория центрального места, разработанная Кристаллером (перевод на англ. язык 1966) и доработанная Лешем (перевод на англ. язык 1954), используется для прогнозирования количества, размера и границ городов в регионе. В основе теории лежит переработанный метод анализа рынка сбыта. Поскольку рынки сбыта предприятий различных отраслей неодинаковы и зависят от эффекта масштаба и спроса на душу населения, в каждой отрасли действует своя схема размещения предприятий. Теория центрального места позволяет увидеть, как схемы размещения предприятий различных отраслей сливаются и образуют региональную систему городов. Теория дает ответы на два вопроса относительно роли городов в региональной экономике:

1. Сколько городов появится в будущем?

2. Почему одни города больше других?

Рассмотрим регион, в котором выпускаются три потребительских товара: компакт-диски, пицца и ювелирные изделия. Регион имеет следующие характеристики:

1. Плотность населения. Равномерное исходное распределение населения. Совокупная численность населения региона - 80 тыс. человек.

2. Внешние эффекты в торговле. Как говорилось в главе 2, внешние эффекты в торговле обычно возникают применительно к сопутствующим товарам (закупка товаров в одном месте) и неабсолютным заменителям (сравнительные закупки). Простая модель центрального места исходит из того, что внешние эффекты в торговле отсутствуют.

3. Повсеместно распространенные ресурсы. Все ресурсы продаются повсюду по одним и тем же ценам.

4. Равномерный спрос. Применительно к каждому продукту спрос на душу населения одинаков по всему региону.

5. Количество магазинов. Спрос надушу населения и эффект масштаба применительно к трем продуктам различаются:

А) Ювелирные изделия. Эффект масштаба достаточно большой относительно спроса на душу населения. Каждый ювелирный магазин может обслуживать около 80 тыс. человек, поэтому для региона требуется один ювелирный магазин.

Б) Компакт-диски. Эффект масштаба весьма умеренный относительно спроса на душу населения. Каждый музыкальный магазин может обслуживать около 20 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать четыре музыкальных магазина.

В) Пицца. Эффект масштаба мал относительно спроса на душу населения. Каждая пиццерия может обслуживать около 5 тыс. человек, поэтому в регионе будут работать 16 пиццерий.

Модель центрального места - это модель рыночно-ориентированных (market-oriented) фирм, к их числу относят фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов [7, с. 115]. Поскольку все факторы производства имеются повсеместно, при принятии решений о размещении фирмы игнорируют производственные издержки.

Единственный ювелирный магазин будет размещаться в центре региона. В связи с тем, что издержки производства одинаковы в любом месте (все ресурсы имеются повсюду), ювелирный магазин может снижать совокупные издержки только путем минимизации транспортных издержек. В соответствии с принципом медианного размещения транспортные издержки минимальны в среднем месте. Поскольку плотность населения равномерна, среднее место находится в центре региона.

Вокруг ювелирного магазина будет развиваться город. Ради экономии на затратах на поездки на работу и домой служащие ювелирного магазина будут селиться рядом с магазином. Плотность населения рядом с ювелирным магазином будет расти, приводя к появлению города (место с относительно высокой плотностью населения) в центре региона. Как показано на рисунке 1, город будет развиваться в месте, обозначенном буквой L.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Состояние горно-металлургического комплекса Украины и возможности его развития
комплекс украина Тема контрольной работы «Состояние горно-металлургического комплекса Украины и возможности его развития» по дисциплине «Экономическая география». Цель работы - рассмотреть состояние горно-металлургического комплекса Украины и возможности его развития; предложить принятие ряда управ ...

Крупнейшие проекты нефтепроводов
Тайшет – Находка. Стоимость 10,6 млрд. долл. Протяженность – 2718 км. Мурманская трубопроводная система. Стоимость 4 млрд. долларов. Протяженность – 2300 км. Балтийская трубопроводная система. Пропускная способность- 50 млн. тонн нефти в год. Первая очередь построена в 2001 году и обошлась в 460 мл ...

Количество аэромассы в разных ПТК
Детальные исследования динамики положения верхней границы фаций путем анализа распределения параметров, характеризующих аэромассы (температура, влажность воздуха, скорость ветра), производились в течение длительного промежутка времени только на Марткопском физико-географическом стационаре, поэтому ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru