Простейшая модель центрального места

Статьи по географии » Системы городов в модели "центральных мест" » Простейшая модель центрального места

Страница 3

Рисунок – 2 Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места

В соответствии с простейшей моделью центрального места имеется один крупный город (L) с населением 20 тыс. человек, два средних по размеру города (М) каждый с населением 10 тыс. человек и восемь небольших городов (S) с населением 5 тыс. человек в каждом.

Из простейшей модели центрального места можно извлечь три урока:

1. Многообразие и эффект масштаба. Города региона различаются по размеру и границам. Такое разнообразие обусловлено тем, что у трех потребительских товаров различаются эффекты масштаба относительно спроса надушу населения, поэтому у них разные рынки сбыта. Чтобы объяснить значение различий в относительных эффектах масштаба, предположим, что у этих трех товаров одинаковые эффекты масштаба относительно спроса на душу населения, поэтому в регионе 16 ювелирных магазинов, 16 музыкальных магазинов и 16 пиццерий. Рынки сбыта трех товаров совпадают, в связи с чем в регионе существуют 16 идентичных городов, в каждом из которых продаются все три товара. Иными словами, если нет различий в эффектах масштаба относительно спроса на душу населения, то города региона будут идентичными.

2. Мало больших городов, но много малых городов. В регионе небольшое число крупных городов и большое число малых городов. Почему там нет большого числа крупных городов и небольшого числа малых городов? Город будет относительно крупным, если в нем продается больше товаров, чем в малом городе. Дополнительные товары, продающиеся в большом городе, это товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба. Поскольку имеется относительно небольшое число магазинов, предлагающих товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба, больших городов может быть мало. В простейшей модели центрального места город L больше города М, потому что в L продаются компакт-диски, ювелирные изделия и пицца. Поскольку в регионе лишь один ювелирный магазин, имеется лишь один город больше городов М

3. Торговые пути. Покупатели ездят в большие, а не в малые города или города того же размера. Например, покупатели из города M ездят в город L за ювелирными изделиями, но не ездят в другой город M или в город S, чтобы купить там компакт-диски или пиццу. Они покупают компакт-диски и пиццу в своем городе. Точно так же покупатели из городов S ездят в большие города за ювелирными изделиями и компакт-дисками, но не ездят за покупками в другие города S.

Страницы: 1 2 3 


Материалы по географии:

Главное про Перу
Столица Перу - Лима основана почти 500 лет назад - 15 января 1535 г. Ее основатель, испанский конкистадор Франсиско Писарро считал это место чрезвычайно неприветливым: дожди идут редко, землетрясения часты, а зимой все небо затянуто серыми облаками. Однако солдатам Писарро это место нравилось. В сл ...

Зоны влияния, иерархия и система городов
Определяющую роль в экономической судьбе города играют его связи с национальной (и мировой) экономикой. Активность города в качестве поставщика или рынка сбыта, как конечной продукции, так и факторов производства характеризуется его зонами преимущественного влияния. При формировании этих зон весьма ...

Изменение численности населения России за период между переписями населения 1989 и 2002 годов и последующие после переписи годы
За межпереписной период численность населения России сократилась на 1 855 138 человек, или на 1,3% (таблица 1). Рост численности населения после переписи 1989 г. еще продолжался три с лишним года, и лишь в ноябре 1992 г. общий прирост населения стал отрицательным, началась депопуляция (вымирание). ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru