Развитие и размещение нефтепроводов нашей страны

Статьи по географии » Добыча и переработка нефти в регионах России » Развитие и размещение нефтепроводов нашей страны

Страница 1

Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день.

Развитие нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской области. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время [10].

С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены следующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод «Дружба». Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тыс. км.

Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь [28].

Нефтепроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Нефтепроводы являются важной подотраслью нефтяной промышленности. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов «Дружба», по которому идет нефть на экспорт по маршруту Самара - Унеча - Мозырь - Брест - страны Восточной и Центральной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия, Германия); нефтепроводы Самара-Тихорецкая - Новороссийск и Ухта - Ярославль, по нему перекачивают нефть из Республики Коми, а также транзитный, для России нефтепровод Баку - Новороссийск. Нефть, поступающая в порты Новороссийск, Одессу (Украина) и Вентспилс (Латвия), далее отправляется на экспорт танкерным флотом. Сюда входят и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам. Новыми портами вывоза сырой нефти и нефтепродуктов на экспорт недавно стали терминалы на северном побережье Финского залива в Ленинградской области - город Приморск и в бухте Батарейной.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Теории ученых о причинах поднятия альпийских гор
Периодически в Швейцарии происходят землетрясения. Их фиксируют сейсмологи, но обычные жители затронутого региона и не знают, что где-то ожили горные глубины. Подобное мини-землетрясение было зафиксировано в регионе Цуга 11 февраля 2012 г. Это землетрясение может быть теснее, чем предполагается, св ...

Половая структура населения
Давайте рассмотрим из кого же состоит население Свердловской области. В первую очередь обратим свое внимание на мужчин и женщин. Половая и возрастная структура населения Свердловской области сформировалась под влиянием особенностей рождаемости, смертности и миграций. Одновременно и сама она постоян ...

Охрана природы. Национальные парки и заповедники
Горные природные комплексы охраняют и изучают в заповедниках страны. Их пока только семь: Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский, Витимский, Олекминский, Сохондинский и Даурский (см. рис. 2). В настоящее время два из них – биосферные, Байкальский и Сохондинский. Существующие заповедники охраняю ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru