Контейнер
(англ. container, от contain — вмещать), стандартная ёмкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнер является как бы съёмным органом (кузовом) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолётов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и ёмкость контейнера соответствуют грузоподъёмности и габаритам транспортных средств.
По назначению они делятся на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные контейнеры могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке; специализированные — для штучных, сыпучих или жидких грузов (например, строительных материалов, химических веществ, пищевых продуктов и др.); специальные — только для определённого груза, транспортируемого в особых условиях (например, в космосе, под водой и т. п.).
Лихтер
(голл. lichter) грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт. Лихтеры иногда имеют собственное грузовое устройство.
Для промышленно развитых стран характерная тенденция в развитии морского транспорта — концентрация грузопотоков и укрупнение портов. Например, во Франции, имеющей около 300 портов, 87,3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США — 20,9% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий и сращивание их с промышленными, финансовыми, торговыми и другими компаниями, проникновение капитала в экономику национального судоходства развивающихся стран, создание международных монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам.
Характеристики основных видов транспорта
|
Вид транспорта |
Грузооборот за 1990 г. % |
Наиболее часто перевозимые товары |
|
16.0 | ||
|
Железно-дорожный |
62.1 |
Сельхскохозяйственные продукты, полезные ископаемые, песок, химикаты, автомобили |
|
Морской |
8.3 |
Нефть, зерно, песок, гравий, металлические руды, каменный уголь |
|
Автомобильный |
10.8 |
Одежда, книги, компьютеры, бумажные товары |
|
Трубопроводный |
0.1 |
Нефть, каменный уголь, химикаты |
|
Воздушный |
Приборы, скоропортящиеся пищевые продукты |
Морской вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд. $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.).
Материалы по географии:
Первичный западный очаг расообразования
Передняя Азия по гипотезе Я.Я. Рогинского являлась центральным районом для области формирования Homo sapiens [1]. В пещерах Шанидар (Ирак) и Амуд (Палестина) были найдены скелеты неандертальцев. В пещере Шанидар найден череп с европейскими формами. Во второй пещере найден череп, похожий на череп Ша ...
Биография В.Л. Комарова
Русские ученые-путешественники внесли неоценимый вклад в географическую науку. Особенно много ими сделано в изучении Азии: Сибири, Дальнего Востока, пустынь и гор Средней Азии. Так же много сил в исследование Приморья вложили члены созданного в 1884 году во Владивостоке Общества по изучению Амурско ...
КНР и Беларусь: сходства и отличия развития хозяйственных комплексов
Различия Беларуси и Китая существенны. Прежде всего, они касаются, конечно, размеров и стартовых условий. Беларусь вступила в полосу реформ, будучи индустриальным государством с преимущественно городским населением (70%) и значительным научно-техническим потенциалом, тогда как Китай начинал их в ка ...